Сайт учителя начальных классов "Разумные родители"

Меню сайта
Дневник он-лайн
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 

«СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

 

 

Бойко Ольга Викторовна,

учитель начальных классов первой категории 

МБОУ «СШ № 4» город Иваново.

Каждому учителю известно, с какими трудностями сталкиваются дети при написании слов с проверяемыми и непроверяемыми гласными в корне. С каждым годом словарных слов становится больше и учащимся они кажутся всё сложнее и недоступнее. Таким образом, навык грамотной письменной речи становится процессом сложным, а мотивация детей к заучиванию словарных слов низкой. Поэтому в начальной школе важно построить словарно орфографическую работу не отдельным этапом урока. Важно организовать процесс усваивания слов с непроверяемыми и трудно проверяемыми написаниями, данные в специальных списках, так, чтобы он был связан со всеми разделами курса русского языка: фонетике, орфографии, словообразованию, морфологии, лексике и синтаксису, чтобы все стороны слова рассматривались в единстве. Тогда, создаются условия, при которых у учащихся развивается разносторонний подход к слову.

С чего же лучше начинать?

Прежде всего, необходимо развивать фонематический слух, зрительное восприятие и речедвигательную функцию, т.е. развивать орфографическую зоркость. При систематической отработке орфографическая зоркость автоматизируется и обеспечивает успешное выполнение орфографического действия (обнаружение орфограммы). Именно поэтому работу надо начинать с правильного написания словарных слов, отложить их написание в памяти. Необходимо включить в работу зрительный, слуховой, а потом и картинный диктанты. Как можно чаще необходимо демонстрировать обучающимся образец правильно написанного слова. Кроме выше сказанного, очень важно добиваться понимания значения части слова, самого слова, словосочетания и предложения.

Как работать с ЭОР. Методические рекомендации.

Данное пособие предназначено для учеников 1-3 классов, которые сталкиваются с трудностями при изучении орфограммы – безударная гласная, а также при написании словарных диктантов. Используя это пособие, ученики смогут научиться видеть в словах «опасные места» (орфограммы), правильно выбирать и объяснять написания, находить и исправлять ошибки.

Для более удобного запоминания учащимися правописания слов с непроверяемыми написаниями, словарь каждого класса был разделен на тематические разделы. С каждым разделом дети работают несколько уроков, выполняя различные упражнения, посредством которых их знания систематизируются и автоматизируются. Перед Вами три таких раздела: «Животные», «Овощи, огород», «Птицы».

На первых этапах учитель демонстрирует правильно написанные слова с выделенными орфограммами. Зрительный диктант, слуховой диктант с четким проговариванием, слуховой диктант с «условием» (пишем только гласные, пишем только согласные, только ударный слог, ударный звук и т.д.) После совершенствования навыка дается картинный диктант.

Формировать навык находить в словах буквы, обозначающие безударные гласные звуки, умение находить проверочные слова с помощью подбора однокоренных слов или изменения формы слова поможет упражнение в данном ЭОР на с. 5. Учащиеся при выполнении данного задания должны сначала найти ошибку в слове, что также развивает орфографическую зоркость у детей.

Другое упражнение для отработки орфографического письма «Вставь пропущенную букву» на с. 6 также является одним из эффективных методов. Кроме развития умения находить проверочные слова с помощью подбора однокоренных слов или изменения формы слова, в данном упражнение обучающиеся работают с орфографическим словарем. 

Какие еще эффективные упражнения можно рассмотреть к данному ЭОР?

Приведу примеры дифференцированных заданий, которые можно использовать при изучении учащимися слов из данных тематических разделов.

1-2 класс

Фонетические упражнения к тематическому разделу «Животные»

1 уровень.

Запиши слова, вставь пропущенные буквы, поставь знак ударения.

За_ц, л_сица, м_дведъ, с_бака, к_рова, б_ ран.

2 уровень.

Запиши слова, разделяя их на слоги. Вставь пропущенные буквы, поставь знак ударения.

За_ц, л_сица, м_дведь, с_бака, к_рова, б_ ран.

3 уровень.

Запиши слова в алфавитном порядке, разделяя их на слоги. Вставь пропущенные буквы, поставь знак ударения.

За_ц, л_сица, м_дведь, с_бака, к_рова, б_ ран.

3 класс

Орфографические упражнения к тематическому разделу «Овощи, огород».

1 уровень.

Спиши слова, подчеркни букву, написание которой нужно запомнить.

Картофель, огурец, помидор, горох, морковь, капуста, огород, овощ

3 уровень.

№1.Запиши предложения, раскрывая скобки.

1. Этим летом в нашем парнике выросло много (огурец).
2. Дениса послали на рынок за (морковь) и (горох).
3. Марина принесла с (огород) пучок укропа и кочан (капуста).
4. На кустах позднего (картофель) кое-где еще виднелись бледно-лиловые маленькие цветы с желтыми тычинками.
5. Папа принес с рынка килограмм (помидор).
6. На колхозных полях начали уборку (овощи).

2 класс

Синтаксические упражнения к тематическому разделу «Животные».

1 уровень.

К данным словам подбери подходящее по смыслу слово из словаря. Трусливый ..., безрогая .... рыжая ..., косолапый ..., охотничья ... , горный …

Составь предложение с одним из словосочетаний.

2 уровень.

Восстанови пословицы, используя словарные слова.

  1. Хорош ... – белый, а охотник – смелый.
  2.  .... черна , да молоко у нее бело.
  3. . ... – старая льстица.
  4. Для ... зима – одна ночъ.
  5.  ... – верный друг человека.
  6. без шерсти не живет

3 уровень.

Подбери к данным словам синонимы и дополни ими пословицы.

Косой – ..., Буренка –..., рыжая плутовка –..., Топтыгин – ..., пес –... , Упрямый- … .

  1. За двумя ... погонишься – ни одного не поймаешь.
  2. Ешь ... соломку, поминай лето.
  3. Старую ... не травят молодыми собаками.
  4. Два ... в одной берлоге не живут.
  5. Без ... зайца не поймаешь.
  6. Послушался козла …, да и сам в беду попал

 

3 класс

Синтаксические упражнения к тематическому разделу «Овощи, огород».

1 уровень.

Составьте предложения с данными словосочетаниями.

Молодой картофель, морковный сок, овощные грядки, огородные растения, урожай огурцов, красные помидоры.

3 уровень.

Замените предложение одним словарным словом. Составьте с этими словами рассказ на тему “В лесу”.

  1. Сама пестрая, ест зеленое, дает белое.
  2. Это слово означает “едящий мед”.
  3.  Хищный зверь с острой мордой и длинным пушистым хвостом.
  4. Домашнее животное семейства псовых, родственник волку, используемое человеком для охраны, на охоте, в упряжке на Севере.
  5.  Еще одно значение этого слова — пассажир, не имеющий билета, или зритель, проникший без билета куда-либо.
  6. Это животное считается самым упрямым из всех.

 

Аналогично проводится работа с тематическим разделом «Птицы».

 

 

 

Вход на сайт
Поиск
Диктанты
Друзья сайта
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Сайт "РАЗУМНЫЕ РОДИТЕЛИ" 2013 © 2024