Дневник он-лайн | |
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
«СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
Бойко Ольга Викторовна,
учитель начальных классов первой категории
МБОУ «СШ № 4» город Иваново.
Каждому учителю известно, с какими трудностями сталкиваются дети при написании слов с проверяемыми и непроверяемыми гласными в корне. С каждым годом словарных слов становится больше и учащимся они кажутся всё сложнее и недоступнее. Таким образом, навык грамотной письменной речи становится процессом сложным, а мотивация детей к заучиванию словарных слов низкой. Поэтому в начальной школе важно построить словарно орфографическую работу не отдельным этапом урока. Важно организовать процесс усваивания слов с непроверяемыми и трудно проверяемыми написаниями, данные в специальных списках, так, чтобы он был связан со всеми разделами курса русского языка: фонетике, орфографии, словообразованию, морфологии, лексике и синтаксису, чтобы все стороны слова рассматривались в единстве. Тогда, создаются условия, при которых у учащихся развивается разносторонний подход к слову.
С чего же лучше начинать?
Прежде всего, необходимо развивать фонематический слух, зрительное восприятие и речедвигательную функцию, т.е. развивать орфографическую зоркость. При систематической отработке орфографическая зоркость автоматизируется и обеспечивает успешное выполнение орфографического действия (обнаружение орфограммы). Именно поэтому работу надо начинать с правильного написания словарных слов, отложить их написание в памяти. Необходимо включить в работу зрительный, слуховой, а потом и картинный диктанты. Как можно чаще необходимо демонстрировать обучающимся образец правильно написанного слова. Кроме выше сказанного, очень важно добиваться понимания значения части слова, самого слова, словосочетания и предложения.
Как работать с ЭОР. Методические рекомендации.
Данное пособие предназначено для учеников 1-3 классов, которые сталкиваются с трудностями при изучении орфограммы – безударная гласная, а также при написании словарных диктантов. Используя это пособие, ученики смогут научиться видеть в словах «опасные места» (орфограммы), правильно выбирать и объяснять написания, находить и исправлять ошибки.
Для более удобного запоминания учащимися правописания слов с непроверяемыми написаниями, словарь каждого класса был разделен на тематические разделы. С каждым разделом дети работают несколько уроков, выполняя различные упражнения, посредством которых их знания систематизируются и автоматизируются. Перед Вами три таких раздела: «Животные», «Овощи, огород», «Птицы».
На первых этапах учитель демонстрирует правильно написанные слова с выделенными орфограммами. Зрительный диктант, слуховой диктант с четким проговариванием, слуховой диктант с «условием» (пишем только гласные, пишем только согласные, только ударный слог, ударный звук и т.д.) После совершенствования навыка дается картинный диктант.
Формировать навык находить в словах буквы, обозначающие безударные гласные звуки, умение находить проверочные слова с помощью подбора однокоренных слов или изменения формы слова поможет упражнение в данном ЭОР на с. 5. Учащиеся при выполнении данного задания должны сначала найти ошибку в слове, что также развивает орфографическую зоркость у детей.
Другое упражнение для отработки орфографического письма «Вставь пропущенную букву» на с. 6 также является одним из эффективных методов. Кроме развития умения находить проверочные слова с помощью подбора однокоренных слов или изменения формы слова, в данном упражнение обучающиеся работают с орфографическим словарем.
Какие еще эффективные упражнения можно рассмотреть к данному ЭОР?
Приведу примеры дифференцированных заданий, которые можно использовать при изучении учащимися слов из данных тематических разделов.
1-2 класс
Фонетические упражнения к тематическому разделу «Животные»
1 уровень.
Запиши слова, вставь пропущенные буквы, поставь знак ударения.
За_ц, л_сица, м_дведъ, с_бака, к_рова, б_ ран.
2 уровень.
Запиши слова, разделяя их на слоги. Вставь пропущенные буквы, поставь знак ударения.
За_ц, л_сица, м_дведь, с_бака, к_рова, б_ ран.
3 уровень.
Запиши слова в алфавитном порядке, разделяя их на слоги. Вставь пропущенные буквы, поставь знак ударения.
За_ц, л_сица, м_дведь, с_бака, к_рова, б_ ран.
3 класс
Орфографические упражнения к тематическому разделу «Овощи, огород».
1 уровень.
Спиши слова, подчеркни букву, написание которой нужно запомнить.
Картофель, огурец, помидор, горох, морковь, капуста, огород, овощ
3 уровень.
№1.Запиши предложения, раскрывая скобки.
1. Этим летом в нашем парнике выросло много (огурец).
2. Дениса послали на рынок за (морковь) и (горох).
3. Марина принесла с (огород) пучок укропа и кочан (капуста).
4. На кустах позднего (картофель) кое-где еще виднелись бледно-лиловые маленькие цветы с желтыми тычинками.
5. Папа принес с рынка килограмм (помидор).
6. На колхозных полях начали уборку (овощи).
2 класс
Синтаксические упражнения к тематическому разделу «Животные».
1 уровень.
К данным словам подбери подходящее по смыслу слово из словаря. Трусливый ..., безрогая .... рыжая ..., косолапый ..., охотничья ... , горный …
Составь предложение с одним из словосочетаний.
2 уровень.
Восстанови пословицы, используя словарные слова.
- Хорош ... – белый, а охотник – смелый.
- .... черна , да молоко у нее бело.
- . ... – старая льстица.
- Для ... зима – одна ночъ.
- ... – верный друг человека.
- … без шерсти не живет
3 уровень.
Подбери к данным словам синонимы и дополни ими пословицы.
Косой – ..., Буренка –..., рыжая плутовка –..., Топтыгин – ..., пес –... , Упрямый- … .
- За двумя ... погонишься – ни одного не поймаешь.
- Ешь ... соломку, поминай лето.
- Старую ... не травят молодыми собаками.
- Два ... в одной берлоге не живут.
- Без ... зайца не поймаешь.
- Послушался козла …, да и сам в беду попал
3 класс
Синтаксические упражнения к тематическому разделу «Овощи, огород».
1 уровень.
Составьте предложения с данными словосочетаниями.
Молодой картофель, морковный сок, овощные грядки, огородные растения, урожай огурцов, красные помидоры.
3 уровень.
Замените предложение одним словарным словом. Составьте с этими словами рассказ на тему “В лесу”.
- Сама пестрая, ест зеленое, дает белое.
- Это слово означает “едящий мед”.
- Хищный зверь с острой мордой и длинным пушистым хвостом.
- Домашнее животное семейства псовых, родственник волку, используемое человеком для охраны, на охоте, в упряжке на Севере.
- Еще одно значение этого слова — пассажир, не имеющий билета, или зритель, проникший без билета куда-либо.
- Это животное считается самым упрямым из всех.
Аналогично проводится работа с тематическим разделом «Птицы».
|
Диктанты | |
Друзья сайта |
|
Календарь | « Май 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
|
|